Порядок действий пассажира в случае, если его багаж был утерян:
Стоит отметить, за поиск багажа отвечает авиакомпания, аэропорт не несет ответственности за багаж и его сохранность. В случае утери багажа, нужно обратиться на стойку утери багажа не выходя из зоны прибытия, как правило, в каждом аэропорту они есть. Необходимо будет заполнить специальную форму (Акт розыска) в двух экземплярах и предъявить сотруднику авиакомпании талон багажной бирки (его обычно клеят на посадочный талон). С момента подачи заявления у авиакомпании есть 21 день для поиска багажа, если по истечении этого времени багаж не найден пассажир может потребовать компенсацию.
Компенсации, на которые может рассчитывать пассажир согласно законодательству:
Гражданские Авиаперевозки Российских авиакомпаний на территории РФ регулируются Воздушным кодексом РФ в котором говорится:
1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
- За утрату багажа без объявления ценности, - в размере его стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа.
- За утрату багажа с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности, при этом взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа. (по существу страхование багажа от потери).
- за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, в это время и в этом месте.
В Воздушном кодексе РФ говорится, что при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Правила международных перевозок регламентируются Варшавской конвенцией 1929г. (с 6 дополняющими ее протоколами) и Монреальской Ковенцией 1999г. в сущности, Монреальская конвенция заменяет, и развивает Варшавскую систему, приводя к единству правила международных перевозок пассажиров и багажа.
Согласно правилам Монреальской Конвенции, если перевозчик признает утерю багажа или если багаж не поступил пассажиру по истечении трех недель с даты подачи заявления на утерю багажа, авиакомпания выплатит:
- За утрату багажа, - 17 SDR* за килограмм веса багажа, но не более 1000SDR, если страна не является членами Международного валютного фонда, то расчет компенсации производится в «валютной единице» которая привязана к стоимости золота. Оплата производится в соответствующей национальной валюте, и примерно составляет 20$ за килограмм веса багажа, но не более 1200$. За исключением случаев, когда пассажир сделал перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке, и уплатил дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму.
*SDR — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.
Часто задаваемые вопросы:
1. Обязаны ли российские/зарубежные авиакомпании предоставлять какой-то набор необходимых вещей пассажиру в случае, если его багаж был утерян?
Нет, не обязаны, но помимо воздушного кодекса и международных конвенций, у каждой авиакомпании есть свои дополнительные положения по багажу, о них можно узнать на официальных сайтах авиакомпаний. И у некоторых авиакомпаний предусмотрена единовременная денежная компенсация на приобретение предметов первой необходимости. По опыту наших пассажиров, для получения компенсации нужно обращаться в головной офис авиакомпании.
2. В случае нахождения багажа авиакомпанией, где его забирать?
Как правило, авиакомпании доставляют утерянный багаж на указанный пассажиром адрес, бесплатно.